По результатам работы второго Петербургского Международного антикризисного конгресса «Парадная Ассамблея» (далее также – Конгресс, Парадная Ассамблея), учрежденного в честь 350-летнего юбилея Петра Великого, проводимого под эгидой Национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Национальный Союз профессионалов антикризисного управления» (НСПАУ) 23 – 25 июля 2024 года в г. Санкт-Петербурге, в период празднования 32-й годовщины Дня арбитражного управляющего, принят Итоговый Меморандум.
В Парадной Ассамблее приняли участие представители НСПАУ, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, судейского сообщества, науки и высшей школы, банков, страховых организаций, торговых площадок, органов власти и общественных организаций, представители профессионального сообщества государств-участников СНГ – Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Кыргызской Республики.
Шанхайское представительство «Китайский Деловой Центр», юридическое и деловое сообщество Шанхая выразили солидарность и поддержку инициатив, готовность совместно обсудить эффективность антикризисного механизма и укрепить деловое сотрудничество между Россией и Китаем.
Отмечены результаты работы Оргкомитета Конгресса в области трансграничной несостоятельности и банкротства, в частности, Постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 12 июля 2024 года № 34 создана рабочая группа по подготовке проекта модельного закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве».
В ходе работы Конгресса обсуждены основные антикризисные тенденции, проблемы банкротного законодательства и правоприменительной практики, вопросы совершенствования законодательства в сфере трансграничной несостоятельности (банкротстве), в том числе:
- Арбитражный управляющий: его статус, ответственность, вознаграждение, защита управляющих в уголовном процессе.
- Медиация в банкротстве.
- Санация в банкротстве.
- Информационное обеспечение процедур банкротства.
- Субсидиарная ответственность и убытки в банкротстве.
- Проблемные вопросы налогообложения в банкротстве.
- Налогообложение должников в процедурах банкротства.
- Торги в банкротстве.
- Проблемные процессуальные вопросы рассмотрения дела о банкротстве.
- Оспаривание сделок в банкротстве.
- Проблемы законодательства о трансграничной несостоятельности
- другие вопросы.
На конференции впервые был опробован новый формат исследования проблем банкротства – защиты диссертаций на актуальные темы в сфере антикризисного управления по наиболее проблемным вопросам в области банкротства с присвоением званий кандидата или доктора антикризисных наук.
По результатам пленарных заседаний, а так же защиты диссертаций, отмечая необходимость дальнейшего развития и совершенствования института несостоятельности (банкротства), целесообразность укрепления сотрудничества государства и субъектов саморегулирования, участники Петербургского международного антикризисного конгресса «Парадная Ассамблея» выработали практические рекомендации и приняли итоговую резолюцию, а именно:
1. Принимая во внимание Постановление МПА СНГ от 12 июля 2024 года №34 Организационному Комитету направить в Секретариат Совета МПА СНГ:
- Список кандидатов для включения в состав рабочей группы по разработке проекта модельного закона «О трансграничном банкротстве»
- Материалы по тематике трансграничного банкротства, сформированные в процессе работы Конгресса (доклады, презентации, видеозаписи)
- Обратиться в МПА СНГ с просьбой рассмотреть вопрос о направлении запросов в международные организации ШОС и ЕАЭС о предоставлении информации о результатах исследований и разработках в части законодательных актов в области трансграничного банкротства.
2. Поручить постоянно действующей Рабочей группе Конгресса по совершенствованию законодательства в области банкротства, разработать и направить предложения Правительству РФ:
- о создании портала электронного банкротства (Единая информационная система сведений о банкротстве), в котором будут учтены:
– доступ к судебным делам (дело о банкротстве);
– доступ к информационным ресурсам (Росреестр. ГИБДД, Технадзор, МЧС, архивы и т.д.);
– доступ к счетам должника в банках и иных финансовых организациях;
– информационный обмен с налоговым органом, органами социального страхования, пенсионным фондом, служба занятости и т.д., обеспечивающий межведомственное взаимодействие;
– информационный обмен с Банком России об операциях с цифровыми активами и цифровым рублем в соответствии с внесением изменений в законодательство, установленных федеральным законом от 24.07.2023 года №340-ФЗ.
– предоставление отчетности в налоговые органы, органы статистики и иные компетентные органы и организации;
-регистрация требований кредиторов, ознакомление через портал с требованиями кредиторов, проведение собраний кредиторов в электронном виде.
- предложения по внесению изменения в часть 2.2 статьи 18 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ), предусматривающее упрощение процедуры получения арбитражными управляющими квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи в аккредитованном удостоверяющем центре, направленного на совершенствование правового регулирования отношений в сфере получения и использования лицами, в отношении которых введена процедура несостоятельности (банкротства), электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, получения государственных и муниципальных услуг и исполнения обязанностей по представлению отчетности и уплате налогов.
- О внесении изменений в пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП, об ограничении поводов для возбуждения дел об административных правонарушениях, исключительно по заявлению лица, являющегося лицом, участвующими в деле о банкротстве или лицом, участвующем в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
- О внесении дополнений в раздел VIII.I Налогового кодекса РФ, предусматривающих специальный налоговый режим для юридических лиц, дополнив главой 26.6 «Система налогообложения юридических лиц, находящихся в процедуре банкротства». Предусмотреть в качестве объекта налогообложения предприятий банкротов доходы, ставку налога установить в пределах 4-х процентов, с возможностью выбора предприятием банкротом применения общепринятой системы налогообложения или специального налогового режима.
3. Принимая во внимания, что целью привлечения к административной ответственности является предупреждение и предотвращение новых административных правонарушений. поручить Оргкомитету Конгресса направить в Верховный Суд Российской Федерации от имени профессионального сообщества арбитражных управляющих:
- сводную информацию о положении дел с дисквалификацией арбитражных управляющих;
- предложения о необходимости подготовки Постановления Пленума ВС РФ с учетом правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 56 Постановления № 35 от 22.06.2012, в целях формирования единообразной правоприменительной практики по вопросу привлечения к административной ответственности арбитражных управляющих в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ) за совершение повторного правонарушения с учетом соблюдения конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания за незначительные по правовым последствиям нарушения, с возможностью освобождения от ответственности в виде дисквалификации лица, совершившего административное правонарушение (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 года № 8-П).
4. Поручить Оргкомитету Конгресса обратиться в профильные комитеты / комиссии Государственной Думы и Совета Федерации с предложениями о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о банкротстве в части:
- Установления специального статуса «Арбитражный управляющий» отличного от статуса «Индивидуальный предприниматель» (Постановление КС РФ от 19.12.2005 г. № 12-П, ст. 20 Закона о банкротстве);
- увеличения минимального размера вознаграждения арбитражного управляющего, определенного Законом о банкротстве, и установления указанного размера на уровне, не ниже средней заработной платы в РФ, согласно данным Федеральной службы государственной статистики (rosstat.gov.ru), с утверждением порядка ежегодной индексации минимального размера вознаграждения арбитражного управляющего, с учетом уровня инфляции.
5. Рекомендовать НСПАУ разработать федеральный стандарт (методические рекомендации) безопасности арбитражных управляющих с целью снижения уголовных рисков в их деятельности.
6. Рекомендовать арбитражным управляющим во вне судебных производствах применять инструменты медиации для разрешения конфликтных ситуаций с участием лиц участвующих в деле ( процессе) в случаях:
включения в реестр кредиторов;
реализация имущества;
рассмотрение жалоб;
обжалование сделок должника,
обжалование решений собраний кредиторов,
рассмотрение разногласий и т.д.
7. Поручить Оргкомитету Конгресса направить в адрес саморегулируемых организаций арбитражных управляющих методические рекомендации по разрешению проблемных вопросов, связанных с применением законодательства о банкротстве.
8. В целях консолидации антикризисного сообщества, адаптации и развития системы подготовки специалистов в области антикризисного управления, обобщения и распространения опыта и знаний, рекомендовать Оргкомитету Конгресса, создаваемым рабочим группам и профессиональному сообществу использовать в дальнейшем научный, исследовательский, базовый и практический потенциал учреждений науки и высшей школы не только РФ (СПбГЭУ, ИЭАУ, РГЭУ, НИУ ВШЭ и других), но и государств – участников СНГ, в частности, Российско-Таджикского (Славянского) Университета, ставшего официальной Международной площадкой Конгресса, в том числе в рамках утвержденной Международной конференции в городе Душанбе (Республика Таджикистан) 5-8 ноября 2024 года.
9. Настоящий Итоговый Меморандум и материалы Конгресса разместить в открытом доступе на сайте Конгресса: https://delo-forum.ru .
10. Направить настоящий Итоговый Меморандум и материалы Конгресса в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, в Государственную Думу, в Совет Федерации, в Минэкономразвития России, ФНС России, Росреестр, в Конституционный суд РФ, в Межпарламентскую Ассамблею государств–участников СНГ, в правительственные организации и иные ведомства и профильные организации государств-участников СНГ, в Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Национальный Союз профессионалов антикризисного управления» и саморегулируемые организации арбитражных управляющих, в задействованные учреждения науки и высшей школы, в центральные аппараты ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ, АО Россельхозбанк и иные финансово-кредитные организации, в Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов», в Российский союз промышленников и предпринимателей, в Торгово-промышленную палату РФ, модераторам, спикерам, экспертам и участникам Конгресса.
Меморандум Скачать