Вы сейчас просматриваете Состоялось первое заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере банкротства при Комитете ГД по защите конкуренции 

Состоялось первое заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере банкротства при Комитете ГД по защите конкуренции 

18 февраля 2022 года состоялось первое заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере банкротства, созданного Комитетом ГД по защите конкуренции. В состав экспертного совета вошли представители государственного аппарата -Минэкономразвития России, ФНС, ФАС, Казначейства, предпринимательских сообществ — РСПП, ТПП, Опоры России, банков – Сбер, ГПБ, Альфа, ВТБ, ПСБ, профессионального сообщества арбитражных управляющих – НСПАУ, арбитражные управляющие и другие эксперты.Возглавил экспертный совет Заместитель председателя Комитета ГД по защите конкуренции Гетта А.А.

На заседании экспертного совета был рассмотрен проект федерального закона № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Участники заседания пришли к общему выводу о необходимости введения новой реабилитационной процедуры банкротства – реструктуризации долгов. На этом единство в позициях, к сожалению, закончилось.

Слово было предоставлено Директору Департамента корпоративного регулирования Минэкономразвития России Бештоеву М.И., который поддержал положения рассматриваемого законопроекта.

НСПАУ была озвучена позиция, согласно которойдекларируемые разработчиком законопроекта цели не будут достигнуты предлагаемым способом правового регулирования, принятие законопроекта приведет к созданию СРО-однодневок или «проектных офисов», полной зависимости арбитражных управляющих от бенефициаров таких «проектных офисов», уничтожению института саморегулирования в сфере арбитражного управления. В частности, к этому приведет реализация таких положений законопроекта как: снижениеминимальной численности членов СРО до 10 или 20 в зависимости от группы СРО вместо 100; замена ежемесячного вознаграждения арбитражного управляющего на единовременное, выплачиваемое после завершения процедуры банкротства (арбитражный управляющий в этом случае будет не в состоянии даже частично финансировать проведение процедуры банкротства и будет вынужден искать «инвесторов», не говоря уже о самостоятельном формировании компенсационного фонда); устранение ограничения в отношении предельного размера выплаты из компенсационного фонда; замена субсидиарной ответственности СРО на солидарную и др. 

«Законопроектом предлагается легализация такого криминального явления, существующего в настоящее времякак «проектные офисы», что недопустимо. «Проектные офисы» объединяют в себе арбитражных управляющих, юристов и вспомогательный персонал. Эти компании фактически руководят деятельностью некоторых арбитражных управляющих, контролируют ход процедур банкротства. «Первые проектные офисы» начали свою деятельность в 2005 году. За это время они увеличили объемы проектов в работе, но никак не улучшили статистику процедур банкротства. В результате происходит проникновение и доминирование частных интересов в институте банкротства, формирование устойчивых деструктивных и коррупционных связей.    «Проектные офисы» действуют в интересах бенефициаров — узкого круга лиц, не позволяя арбитражному управляющему соблюдать баланс интересов должника, кредитора и общества. В основе деятельности «проектных офисов» лежит коррупционно-коммуникационный ресурс. С этим явлением государство должно бороться, а не переводить его на законный уровень.» — пояснила Генеральный директор НСПАУ Анастасия Каверзина.

Не поддержали представители профессионального сообщества и новую систему отбора арбитражных управляющих, основанную на их рейтинговании. Согласно положениям законопроекта баллы арбитражным управляющим присваиваются на основе формальных показателей. При этом предлагаемые показатели не свидетельствуют о компетентности и добросовестности арбитражного управляющего, а способ отбора не учитывает его профессиональный и отраслевой опыт, мнение кредиторов. В результате создается некий агрегатор,сопряженный с возможностью манипулирования данными в целях повышения места в рейтинге, такая система ненаправлена на оценку подлинной эффективностидеятельности арбитражного управляющего.

Представители рынка электронных торгов выступили против ограничения операторов ЭТП перечнем, который утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 241 Закона о контрактной системе, по сути против сокращения количества ЭТП с 48 до 8, мотивировав свою позицию тем, что существующие ЭТП работают эффективно, в подтверждение чего представили статистические данные. Кроме того, по мнению представителей ЭТП, такое сокращение является прямым ограничением конкуренции в сфере реализации имущества должника и приведет к уничтожению целого направления бизнеса, который выстраивался предпринимателями на протяжении многих лет. Внимание присутствующих было также акцентировано на эффективности института саморегулирования в указанной сфере, в связи с чем, подчеркнута необходимость его сохранения.

При этом стоит отметить, что аналогичные замечания в отношении законопроекта в указанной части были высказаны Государственно-правовым Управлением Президента Российской Федерации и в доработанной редакции законопроекта они по-прежнему не учтены.

Профессиональное сообщество арбитражных управляющих надеется на взвешенную оценку Комитетом по защите конкуренции положений законопроекта при подготовке заключения с учетом позиции профессионального сообщества.