В ТПП РФ состоялось заседание подкомитета по антикризисному управлению Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Изменения законодательства о банкротстве с учетом законопроектов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: проблемы и направления их совершенствования». На котором была представлена концепция масштабного законопроекта о банкротстве, направленного на разворот «от ликвидации к восстановлению».
С докладом выступила Генеральный директор НСПАУ, заместитель председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовому оздоровлению и банкротству, член Общественного совета Минэкономразвития Анастасия Каверзина.
В заседании приняли участие председатель Совета НСПАУ Наталья Коцюба, заместитель председателя Совета НСПАУ Наталья Василенко, ответственный секретарь Координационного совета НСПАУ Валерий Королев, генеральный директор Союза Анастасия Каверзина.
Анастасия Каверзина:
«Нам нужен поворот от ликвидационной логики к восстановительной. Представленная концепция – шаг к полноценной системе санации, усилению реабилитационных процедур и созданию устойчивых гарантий независимости арбитражных управляющих. НСПАУ поддерживает эту работу, потому что бизнесу и кредиторам требуется предсказуемый, быстрый и экономичный инструментарий – от внесудебной реструктуризации до эффективных торгов».
Что предложено законопроектом
– Санация (внесудебная реабилитация)
В документе содержатся подходы, выработанные Комитетом «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовому оздоровлению и банкротству в отношении процедуры санации.
Законопроект детально описывает механизм досудебной санации – при наличии признаков банкротства собственник (учредители, участники) могут принять решение о введении санации и назначении санатора; после официальной публикации наступают защитные последствия (возврат заявлений кредиторов о признании должника банкротом, поданных после введения санации, а также ранее поданных, по которым суд ещё не решил вопрос о принятии). Санатор (в т. ч. арбитражный управляющий при соблюдении требований и аккредитации) за 45 дней готовит план санации и выносит его на собрание кредиторов в двухмесячный срок. Цель – восстановить платёжеспособность без возбуждения дела о банкротстве и избежать связанных с ним издержек.
Финансовое оздоровление
Сохраняются действующие реабилитационные процедуры, но усиливается роль плана (обязателен, с конкретными мерами по восстановлению платёжеспособности). Срок процедуры предлагается увеличить с 2 до 4 лет, с возможностью одноразового продления ещё до 4 лет. Обеспечение исполнения обязательств по финансовому оздоровлению – из обязательного в добровольное. Вводится право «судебного преодоления» решения кредиторов о невведении финансового оздоровления при доказанной реализуемости плана и уважении прав кредиторов; допускается добровольное деление кредиторов на классы.
Арбитражные управляющие
Для укрепления независимости и эффективности работы предлагается повысить фиксированную часть вознаграждения с ежегодной индексацией; ограничить предельный размер компенсационной выплаты по одному случаю 10 млн руб. для защиты стабильности системы саморегулирования; предоставить СРО право создавать целевой фонд (самострахование) в дополнение или вместо действующих способов обеспечения ответственности. Эти меры призваны сбалансировать рост издержек процедур и снизить «охоту» за компенсационными фондами СРО.
О торгах и издержках процедуры
Предлагается отказаться от затяжной связки «два аукциона на повышение → публичное предложение» и перейти к единой динамической модели: старт на повышение, затем — при отсутствии заявок — автоматическое снижение до первого предложения цены, после чего торги снова идут на повышение. Это сокращает сроки и минимизирует несостоявшиеся торги. Также предлагается отменить обязательные печатные публикации (в т. ч. в газете «Коммерсантъ» и «Вестнике Банка России») как дублирующие ЕФРСБ: вся информация раскрывается онлайн, что снижает расходы и ускоряет процесс.
Дополнительно законопроект предусматривает мониторинг финансового состояния стратегических и системообразующих организаций и возможность санации за счёт бюджетов при установленных законом условиях.
Итог
Обсуждённый пакет решений формирует восстановительный вектор реформы банкротства: внедрение досудебной санации, усиление эффективности финансового оздоровления, новые гарантии для арбитражных управляющих и ускорение реализации активов. По результатам заседания предложения будут направлены для дальнейшей доработки с учётом позиций бизнеса, кредиторов и профессионального сообщества.
Контакты для СМИ: press@nspau.ru


