Генеральный директор НСПАУ Анастасия Каверзина выступила в Минске с докладом на тему «Особенности деятельности антикризисного управляющего в процедурах трансграничного банкротства».
Минск, 24 апреля 2025 года – Системное регулирование трансграничных банкротств становится краеугольным камнем устойчивого экономического взаимодействия между государствами и защиты добросовестных участников международной торговли. На фоне экономических коллизий, которые связаны с воздействием внешней среды, растёт значение антикризисных управляющих как ключевых фигур в процедурах трансграничной несостоятельности.
Отсутствие эффективного механизма признания и взаимодействия с иностранными управляющими в странах СНГ остаётся серьёзным препятствием для интеграции рынков и свободного движения капитала. Несмотря на развитие локальной правоприменительной практики, в национальных законодательствах большинства стран СНГ по-прежнему нет комплексного регулирования трансграничной несостоятельности, что порождает риски для бизнеса и препятствует защите прав кредиторов.
Роль антикризисного управляющего в трансграничных процедурах
Антикризисный управляющий – центральная фигура в банкротных процедурах. Его деятельность направлена на:
– сохранность и инвентаризацию имущества должника;
– восстановление платёжеспособности предприятий;
– справедливое удовлетворение требований кредиторов;
– организацию прозрачной реализации активов.
При переходе к международному уровню встает вопрос о признании полномочий управляющего в иностранных юрисдикциях – и здесь возникает множество коллизий, связанных с различиями в правовых системах.
Международные модели регулирования
В мировой практике сформировались две основные модели признания полномочий иностранного управляющего:
– Применение права страны открытия процедуры (lex fori concursus) – модель, обеспечивающая единство правового режима на всей территории признания.
-Судебное подтверждение полномочий на основе национального права признающего государства – модель, требующая адаптации полномочий к внутреннему законодательству.
Каждый из подходов имеет преимущества и ограничения. Первый позволяет действовать быстрее, но требует установления содержания иностранного права. Второй обеспечивает большую защиту национальных интересов, но усложняет взаимодействие и требует частого обращения в суды.
Необходимые шаги для развития
Для преодоления текущих барьеров в ближайшее время необходимо:
1. Законодательно закрепить процедуры признания иностранных банкротств и полномочий управляющих;
2. Установить правила взаимодействия между параллельными производствами в разных странах;
3. Внедрить механизмы заключения соглашений о трансграничной несостоятельности для координации действий судов и управляющих;
4. Обеспечить защиту прав кредиторов и прозрачность процедур в трансграничной среде.
Без оперативного принятия решений страны рискуют усилить правовую фрагментацию, увеличить потери бизнеса и затормозить развитие общего экономического пространства.
Эффективная трансграничная несостоятельность — не только гарантия справедливости для участников оборота, но и стратегический ресурс для укрепления конкурентоспособности национальных экономик на глобальной арене.