Комитет Государственной Думы по защите конкуренции отложил принятие решения в отношении законопроекта № 1172553-7

Комитет Государственной Думы по защите конкуренции отложил принятие решения в отношении законопроекта № 1172553-7

26 января 2022 года состоялось заседание Комитета Государственной Думы по защите конкуренции (комитета – соисполнителя), на котором был рассмотрен проект федерального закона № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Слово было предоставлено Директору Департамента корпоративного регулирования Минэкономразвития России Бештоеву М.И., который поддержал положения рассматриваемого законопроекта.

От Национального Союза профессионалов антикризисного управления в заседании комитета приняли участие Председатель Совета Коцюба Н.В., генеральный директор ООО «ТендерСтандарт» Войтко А.В., арбитражные управляющие – Домнин С.А. и Филиппов Д.С.

НСПАУ была озвучена позиция, согласно которой в рассматриваемом законопроекте содержатся положения, которые приведут или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В частности, отмечено, что принятие законопроекта приведет к возникновению ситуации, при которой в отношении процедур банкротства должников второй и третьей групп (средний и крупный бизнес) конкуренция между СРО арбитражных управляющих будет практически сведена к нулю, поскольку ни одна из существующих организаций не соответствует предлагаемым требованиям в части необходимого размера компенсационного фонда, и, следовательно, не сможет предложить арбитражного управляющего для ведения указанных процедур банкротства. И это с учетом того обстоятельства, что в настоящее время компенсационный фонд СРО формируется не менее, чем 100 арбитражными управляющими (действующее в настоящее время минимальное количество членов СРО), в то время как в редакции законопроекта эта численность снижается до 20.

Кроме того, предлагаемый законопроектом механизм выбора арбитражного управляющего приведет к ликвидации конкуренции между арбитражными управляющими, поскольку правом выбора процедур банкротства будут обладать не арбитражные управляющие, а саморегулируемые организации. При этом предлагаемая система рейтингования не обеспечивает арбитражному управляющему конкурентные преимущества в зависимости от результатов его деятельности, рейтинговые баллы присваиваются на основе формальных показателей, которые не свидетельствуют о компетентности и добросовестности арбитражного управляющего.

Не нашло поддержки также положение о возможности определения оператора электронной площадки при проведении торгов по реализации имущества должников в электронной форме исключительно из числа операторов электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 241 Закона о контрактной системе. В указанный перечень входит восемь операторов электронных площадок, что означает сокращение количества электронных площадок в соответствующей сфере с сорока восьми до восьми. Положение о выборе электронных торговых площадок из числа восьми формально обеспечивает соблюдение конкуренции, однако, со всей очевидностью содержит риски картельного сговора и иных ограничивающих конкуренцию соглашений между операторами, включая соглашение о тарифах комиссионного вознаграждения.

По результатам состоявшегося обсуждения Комитетом Государственной Думы по защите конкуренции было принято решение об отложении рассмотрения законопроекта с целью его дополнительного обсуждения.

Заседание Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, 26 января 2022 г.