Ответ Департамента страхового рынка Банка России на письмо НСПАУ о ситуации, сложившейся в сфере страхования ответственности арбитражных управляющих

04 февраля 2021 года НСПАУ направил письмо №10-П в Банк России о сложившейся критической ситуации в отношении страхования ответственности арбитражных управляющих

 05 марта 2021 года НСПАУ получил ответ от Банка России. В этом документе подчеркивается, что страхование ответственности не относится к обязательным видам страхования в смысле пункта 2 статьи 3 закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Так устанавливающий обязанность по страхованию арбитражным управляющим своей ответственности Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п.3 ст.20, ст. 24.1) не содержит всех необходимых положений, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 закона «Об организации страхового дела», в частности не устанавливает страховые тарифы и не делегирует полномочия по их установлению федеральным органам исполнительной власти.

При этом страхование ответственности арбитражного управляющего осуществляется в рамках лицензии по добровольному имущественному страхованию, отдельная лицензия на страхование ответственности арбитражного управляющего в качестве обязательного страхования как предусмотрено подпунктом 24 пункта 1 статьи 32.9 закона «Об организации страхового дела в РФ» не выдается.

Тарифы по страхованию ответственности арбитражного управляющего устанавливаются страховщиком с учетом требований страхового законодательства. Страховщик учитывает объект страхования, характер страхового риска и другие условия страхования на основании положений пункта 2 статьи 10 закона «Об организации страхового дела в РФ». При этом страховщики обязаны применять актуарно (экономически) обоснованные страховые тарифы, которые рассчитываются в соответствии с утвержденной методикой расчета.

Дополнительно Банк России сообщил о направлении в Минэкономразвития России письма с предложением о развитии альтернативных страхованию способов обеспечения ответственности арбитражных управляющих.

Ответ Банка России от 05.03.2021 №53-9-2-3-376