Национальное объединение указало на необходимость существенной доработки законопроекта в связи с тем, что его разработчиком не устранены концептуальные замечания правового характера, выраженные Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации (далее – ГПУ), а также иными субъектами согласительных процедур.
В частности, отмечено, что система начисления баллов в доработанном законопроекте по-прежнему не урегулирована в полном объеме, не является рейтинговой, направлена на ограничение количества процедур, в которых арбитражные управляющие могут принимать участие, а не на оценку их эффективности, в связи с чем, предлагаемое правовое регулирование не является механизмом назначения арбитражных управляющих, основанном на эффективности их деятельности, а создает лишь видимость выбора независимого арбитражного управляющего.
Кроме того, вопреки позиции ГПУ доработанным законопроектом по-прежнему предусматривается исключение ограничения на предельную сумму выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организации (далее – СРО). Рассматриваемые изменения создают условия для массовой ликвидации СРО в результате предъявления к ним требований о возмещении причиненных арбитражными управляющими убытков.
Отмечено также, что законопроектом предусматривается радикальное изменение системы выплаты вознаграждения арбитражным управляющим – производится замена ежемесячных выплат на единовременную фиксированную, осуществляемую после завершения процедуры. В такой ситуации арбитражный управляющий не сможет даже частично финансировать проведение процедуры за счет собственного вознаграждения и, будет вынужден либо уйти, либо искать «инвесторов». В предлагаемых условиях о независимости арбитражного управляющего не может быть и речи, а законопроект в данной части имеет ярко выраженный коррупционный характер.
Законопроектом абсолютно не затронута и не решена проблема страхования ответственности арбитражных управляющих, которая в настоящее время приобрела масштабы катастрофы. Несмотря на то, что страхование ответственности является для арбитражных управляющих обязательным, подавляющее большинство страховых организаций отказывают им в страховании, остальные, пользуясь низкой конкуренцией на соответствующем рынке, поднимают цены на свои услуги до немыслимых, ничем не обоснованных, размеров. При этом необходимо отметить, что при наступлении страхового случая страховая выплата осуществляется в минимальном количестве случаев, поскольку страховые организации, оказывающие услуги в соответствующей сфере деятельности, массово прекращают свою деятельность в результате банкротства, отзыва лицензии и т.д. В этой связи необходимо в срочном порядке урегулировать данный вопрос на законодательном уровне.
На основании изложенного, сделан вывод о том, что законопроект под видом развития реабилитационных процедур банкротства направлен на преднамеренное уничтожение института саморегулирования в сфере арбитражного управления и дестабилизацию экономики страны.